Колегаева С.Д.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ
(ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

        Употребление в мировой библиотечной литературе понятий «платное обслуживание» и «платные услуги» насчитывает не одно десятилетие. Однако в отечественной библиотечной словарно-справочной и нормативно-правовой литературе понятие «платные услуги» закрепилось лишь в 90-е гг. Наряду с этим на постсоветском пространстве появились новые термины и словосочетания «библиотечное предпринимательство» или «предпринимательская деятельность библиотеки». Для обозначения внеплановой, инициируемой библиотечными коллективами деятельности и осуществляемой на доходы, получаемые от реализации  полученных в процессе ее осуществления результатов, иногда стали использоваться такие понятия, как «хозяйственная деятельность», «экономическая деятельность», «инициативная хозяйственная деятельность». Таким образом, к настоящему времени можно констатировать наличие целого ряда терминов и понятий, обозначающих деятельность библиотеки, направленную на получение собственного дохода.
        Терминологическая множественность в определении одного и того же социально-экономического явления имеет обоснованные причины. С одной стороны, данное направление в деятельности библиотеки в последние десятилетия (70–90-е гг.) динамично развивается, с другой – его теоретического анализа и осмысления не проводилось. Расширение круга бюджетных библиотек, оказывающих платные услуги, было зафиксировано многочисленными исследованиями, проведенными в разных странах, в том числе в России. В результате платные услуги впервые были признаны де-факто в международном руководстве для публичных библиотек. Позитивная динамика платной деятельности библиотек привела к тому, что на страницах мировой библиотечной печати до сих пор не утихают дискуссии по проблемам платности библиотечного обслуживания населения. Существует, по меньшей мере, три точки зрения: от полного отрицания самой возможности взимания платы до перевода библиотек на хозрасчетный расчет или развитие библиотечного обслуживания и оказания услуг на коммерческих началах. Не вдаваясь в дискуссию по данному вопросу, отметим, что именно разнообразие подходов к платной деятельности библиотек и породило такую терминологическую неоднородность.
        В толковании и применении терминов можно обозначить не только два подхода: деятельностный (процесс) и результатный (продукт), но и определенную обособленность, автономность, попытку размежевания понятий «платные услуги» и «предпринимательской деятельности». Яркой иллюстрацией этому утверждению может служить применение терминов «предпринимательская деятельность» и «платные услуги» в ряде федеральных законодательных актов, регулирующих функционирование библиотеки («Основы законодательства Российской Федерации о культуре», 1992, «О библиотечном деле», 1994, «О некоммерческих организациях», 1995 и др.), определение понятия «платная библиотечная услуга» специалистами БЕН РАН (1995). Попытка объединить деятельностный и результатный подходы была предпринята В.К. Клюевым (1998), хотя и в данном случае так и не удалось снять неопределенность в соотношении понятий «платные услуги» и «предпринимательская деятельность». Это положение обусловлено тем, что платная деятельность библиотек как самостоятельное, имеющее свою особую социально-экономическую направленность явление библиотековедами не рассматривалось, т.е. изначально не определено содержание родового понятия – «дополнительная платная деятельность библиотеки».
        Определить понятие «дополнительная платная деятельность библиотеки» можно через анализ статей Федерального закона «О некоммерческих организациях» применительно к реальной библиотечной практике в этом направлении. Библиотеки, согласно закону, наделены правом ведения предпринимательской деятельности, а платные услуги как отдельная сфера деятельности в отличие от Закона «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» уже не рассматриваются. Однако предпринимательская деятельность может осуществляться библиотеками лишь постольку, поскольку она служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и этим целям соответствует. Во-первых, она является не основной, а дополнительной как по целям, так и по масштабам. Более того, согласно ст. 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации, библиотеки как некоммерческие организации не могут иметь извлечение прибыли в качестве основной цели и распределять полученную прибыль между участниками. Во-вторых, из всего набора видов предпринимательства, разрешенного для некоммерческих организаций, государственные муниципальные библиотеки могут осуществлять деятельность по реализации производимой продукции, работам и услугам, торговлю попутными  товарами и оборудованием, посредническую деятельность. Что касается внереализационой операции, т.е. деятельности, направленной на получение дохода от реализации и сдачи в аренду имущества, акций, облигаций – доходов, не связанных с реализацией продукции, работ, услуг, она может осуществляться только по разрешению собственника имущества, учредителя, и библиотеками, за редким исключением, не практикуется. Кроме того, библиотеки могут вести предпринимательскую деятельность не только непосредственно, т.е. без образования специального юридического лица, но и через учреждения или предприятия.
        Таким образом, дополнительная платная деятельность библиотеки – это часть ее предпринимательской деятельности, осуществляемая по инициативе библиотечного коллектива без образования специального юридического лица, имеющая ярко выраженную социальную направленность, нацеленная на производство и реализацию сверхнормативной продукции и услуг, доходы от которых используются на развитие ее основной неприбыльной деятельности. Очевидно, что, являясь своеобразной формой внутреннего библиотечного предпринимательства, дополнительная платная деятельность библиотеки обладает такими признаками предпринимательской деятельности, как ориентация на получение дохода, новаторство, риск, ответственность.
Hosted by uCoz